THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дата рождения: 22 июля 1895 года
Дата смерти: 15 сентября 1975 года
Место рождения: Виленская губерния Российской Империи

Сухой Павел Осипович – именитый конструктор авиационной техник советского периода. Также Павел Сухой стоял у истоков реактивной авиации СССР.

Павел появился на свет в белорусском селе. Его отец, Осип Андреевич, имел крестьянское происхождение и трудился учителем. Мама, Елизавета Яковлевна, имела белорусские корни. У Павла было пятеро сестер – семья была многодетной.

Так как отец был довольно известным преподавателем, ему предложили заведование одной из школ в Гомеле. Семья переехала и поселилась на съемной квартире неподалеку от школы для детей железнодорожников, где собственно отец преподавал.

Вскоре отцу удалось получить беспроцентный заем от соседа по дому, и был построен дом с садом и приусадебным хозяйством.

Все это помогло детям, в том числе и Павлу, стать разносторонне развитыми, так как в семье была огромная библиотека, поощрялись занятия музыкой и литературой. Мальчик поступил в местную гимназию, и окончил ее с отличными оценками, исключая латынь и немецкий, по которым было «хорошо».

Уже в гимназии проявились способности к математике, физике и технике.

Все это позволило Павлу поступить в университет Москвы на математический факультет. Изначально он мечтал о Высшем техническом училище, где преподавались науки, связанные с воздухоплаванием – теория и техника, но из-за ошибки с документами в приемной комиссии абитуриенту было отказано в поступлении.

Тем не менее, через год Павел успешно сдает экзамены и становится студентом такого желаемого им Технического училища. Именно там он становится участником кружка воздухоплавания, руководимого Н. Жуковским. Под руководством куратора проводились экспериментальные работы по изучению летных качеств моделей самолетов, велась постройка самих моделей, сооружалась аэродинамическая труба.

В это время начались боевые действия в Восточной Европе, и Павел был мобилизован. Он прошел курс обучения в Школе прапорщиков и отправился в места боевых действия в составе артиллерии. После Революции все изменилось, и молодой человек возвратился в Москву. Училище не функционировало, и Павел принял решение возвратиться на родину, к родителям в Гомель.

Павлу предложили должность преподавателя математики в провинциальном городке. Но именно там он познакомился со своей будущей женой, С. Тенчинской, тоже преподавателем. Свадьба состоялась уже в Москве, куда Павел вернулся для окончания учебы.

Он продолжил занятия при кружке, а вечерами был помощником в КБ Н. Фомина, проектировавшего дирижабли. Защитив диплом под руководством А. Туполева, Павел был приглашен в АГОС – один из конструкторских отделов аэродинамического института в качестве инженера.

Успех не заставил себя ждать – самолет с двумя двигателями упрочил репутацию конструктора, создавшего его. А установленный на этом самолете рекорд сделал конструкцию популярность среди неспециалистов. Разработка еще одного многоцелевого самолета позволило Павлу встать во главе коллектива конструкторов, которые работали самостоятельно.

Этот коллектив и запустил производство самолета СУ-2. Во время войны продолжались разработки штурмовиков, необходимых для поддержания обороноспособности. После победы разработка бомбардировщиков продолжилась, это было началом развития сложнейших технических решений.

Разработки касались геометрии крыла, развития систем для работы в сложных метеоусловиях. Заслуги конструктора были оценены награждением его высшими наградами СССР. Скончался инженер в возрасте 80 лет.

Достижения Павла Сухого:

Один из основателей реактивной авиации СССР
Лауреат премий Сталина, Ленина, Госпремии СССР
Профессор и доктор технических наук
Сделал несколько важных разработок для развития сверхзвуковой авиации

Даты из биографии Павла Сухого:

1900 г. переезд в Гомель
1905 г. поступил в мужскую гимназию
1914 г. окончил гимназию
1916 г. был отправлен на фронт
1918 г. вернулся в Белоруссию
1924 г. приглашен Туполевым в ЦАГИ
1938 г. на самолете инженера был установлен рекорд дальности полета
1940 г. стал руководителем коллектива конструкторов
1975 г. скончался

Интересные факты Павла Сухого:

Демонстрационные полеты аэроплана над Гомелем произвели на подростка столь сильное впечатление, что он решил стать инженером авиации.
Все летательные аппараты из конструкторского бюро инженера имели индексы «С» и «Т»
На самолетах конструктора проводили испытания почти все именитые летчики-испытатели СССР
Отец двоих детей

Отечественный авиаконструктор.

В детстве он впервые увидел полёт самолёта «Фарман», пилотируемого С.И. Уточкиным .

«Тогда же гимназисты впервые увидели низко летящий аэроплан. Эта встреча с рукотворной птицей для Павла стала судьбоносной.

Теперь фотографии аэропланов, статьи в газетах и журналах о полётах стали предметом его постоянного внимания. А сестры и родители увлечены литературой, театром, живописью. Он всё это будет любить всю жизнь, но преданность авиации и новой технике сохранит навсегда. Серебряная медаль по окончании гимназии - знак очень ответственного отношения к учёбе и несомненных способностей юноши, которому скоро будет 19.

Разразилась мировая война, а он едет в Москву и становится студентом математического факультета университета. Но следующий, 1915 учебный год он уже начинает в Московском высшем техническом училище (МВТУ), чтобы быть ближе к авиационной технике.

Именно здесь профессор Николай Егорович Жуковский собрал молодых энтузиастов воздухоплавания со всей России и с их участием был создан ЦАГИ, и разработаны теоретические основы проектирования, аэродинамики и прочности самолета. Павел попадает в компанию талантливых и увлечённых молодых людей: Туполев (он только через три года защитит свой дипломный проект в МВТУ), Стечкин, Юрьев, братья Архангельские, Петляков, братья Погосские.

Старый и всеми уважаемый профессор открывает перед ними широчайшие перспективы создания воздушных судов. Школа профессора Жуковского закладывает основу высочайшей квалификации будущего Генерального конструктора авиационной техники Павла Сухого .

Но тут незадача - парню 21, а его, студента престижнейшего вуза империи, призывают в армию. Делать нечего - поехал в школу прапорщиков в Петергофе, а оттуда на Северо-западный фронт заместителем командира пулеметной роты. Звание прапорщика так и останется его высшим воинским званием на всю жизнь. Но уже здесь, на фронте, проявились его качества лидера. На фотографии того времени в каракулевой папахе и добротном овчинном полушубке, туго перетянутый широким кожаным ремнем, он выглядит очень бравым. Но его красивое лицо отражает накопившуюся усталость фронтовика. Складки на концах губ проявились более резко, левое веко чуть опущено. Здесь на фронте во время боевых действий Павел своими глазами видит эффективную «работу» российского бомбардировщика «Ильи Муромца» по немецким позициям, когда он подавил сразу несколько артиллерийских батарей. Штабы его полка и дивизии часто получают очень важные данные воздушной разведки с самолётов. И уж совсем захватывающим был воздушный бой двух истребителей над их головами. Всё это только укрепило в сознании молодого офицера значимость авиации и мечту стать авиаконструктором.

Брестский мир позволил обстрелянному прапорщику вернуться в МВТУ. Но перед новым 1919 годом разруха и голод в Москве вынудили его вернуться к родителям в Гомель. Ему предложили место школьного учителя математики в городке Лунинец в западной части Белоруссии. Павел едет туда. Здесь он не только преподаватель математики, но и инструктор по ремонту сельскохозяйственных машин. [...]

Павел преподаёт математику в школе отца. Узнав об обращении правительства России к бывшим студентам вузов вернуться на учёбу - спешит в Москву. Снова годы студенческой жизни в МВТУ. Лекции, лабораторные работы, курсовые проекты. Он всё делал с присущей ему тщательностью, хотя условия проживания в переполненном общежитии были порой невыносимы. После защиты курсового проекта по паровым котлам его руководитель, профессор Щеголев, предложил специализироваться в этой области техники: «Зачем вам эта авиация? Из вас получится отличный котельщик...»

Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 100-102 .

С 1925 по 1931 годы П.О. Сухой под руководством А.Н.Туполева принимает участие в создании целой серии самолётов

В 1939 году под руководством П.О. Сухого организуется конструкторское бюро.

«… целью своей жизни он сделает создание новых, самых совершенных самолётов. И будет верен своей профессии авиаконструктора, несмотря ни на какие превратности судьбы. Почему же Павел Сухой стал авиаконструктором?

Он никогда не курил и не переносил алкоголь, избегал застолий и панибратства. Любил читать и наслаждаться природой. Прекрасно разбирался в литературе и изобразительном искусстве.

Из-за перипетий Первой мировой и Гражданской войн он получает высшее инженерное образование только в тридцать лет. Успеху в жёстких условиях советской авиапромышленности он обязан своей интуиции и способности окружить себя как щитами стойкими и верными партийными помощниками».

Анцелилович Л.Л., Сухой против Америки. Дуэль авиаконструкторов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2009 г., с. 48.

Страна Научная сфера самолётостроение Место работы
  • Сухой
  • Туполев
Альма-матер Московское высшее техническое училище Учёная степень доктор технических наук () Учёное звание профессор Награды и премии Павел Осипович Сухой на Викискладе

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́ ; 10 (22) июля (1895-07-22 ) , город Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя (ныне Витебской области , Беларусь) - 15 сентября , Москва , СССР) - выдающийся советский авиаконструктор , доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином .

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» - деньги, собранные односельчанами «всем миром», - получил образование в учительской семинарии . Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке .

Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка . В семье Сухих было шестеро детей - пять девочек и один мальчик - Павел .

Жизнь в Гомеле

В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле , и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения , которым и руководил .

Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи .

Учёба в Гомельской мужской гимназии

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию . Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта .

Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.

В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись: .

Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике , Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью .

В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем - на ряде европейских языков - английском , французском , итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу - с французского - жена Софья, с английского и французского языков - дочь Ирина.

Событие, определившее судьбу

Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве , Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана , который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин . Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.

Московский период жизни до 1915 года

Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха .

Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИВТУ было отказано .

Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет . Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета . Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище , успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский .

Первая мировая война. Служба в армии

Вооруженный конфликт в Европе перерос в Мировую войну . В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию . После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии . После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию , в родительский дом в Гомеле .

1918-1920 годы, Белоруссия

Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец , неподалеку от Брест-Литовска , в Западной Белоруссии . В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой .

В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск , вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой . Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом , а затем перенёс скарлатину , которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор , в юности в кругу семьи Павел иногда пел . Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушенно, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном» . По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.

В 1920 году вышло Постановление Совета народных комиссаров (Правительства) Российской социалистической республики о возвращении студентов в высшие учебные заведения . Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве .

1921-1925 годы, жизнь и учёба в Москве

В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» - первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации .

28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает Декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик - молодой авиаконструктор Андрей Туполев . После перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг 17 марта 1921 года первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии российский ученый Николай Егорович Жуковский скончался в Москве .

Семья

Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве - Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932-2000) .

Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище .

Летом семья уезжала на родину в родную Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого - директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии» .

Защита дипломного проекта прошла успешно.

В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее :

Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) - Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Портрет

...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...
Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (...) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника
Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой
...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. ...Я...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья... Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим»
Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям

Инженерная и конструкторская деятельность

Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний - второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, - АГОС.

Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий - по названию завода.

Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2 , применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны . К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 - зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно).

Биография

П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).

После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева - в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1939?1940 главный конструктор на заводе в Харькове . В 1940-1949 - главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве , одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 - снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 - главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

В 1958-1974 годах депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия первой степени (1943 - за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 - посмертно).

Память

  • В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
  • В школе № 1 города Глубокое , в 1985 году создан музей П. О. Сухого.
  • В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому.
  • В 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.

Есть в нашем прошлом такие люди, которые... как бы это получше сказать... предвосхищают историю, что ли. Смотрят в такие дали, куда их современники даже не отваживаются поднять взгляд. Превосходят свое время. Одним из таких людей был авиаконструктор Павел Осипович Сухой .
Сегодня исполнился 41 год, как ушел из жизни этот выдающийся Человек.


Т-4 "Сотка"

Позже наработки по "сотке" легли в основу многорежимного стратегического бомбардировщика Ту-160 .

Опыт Вьетнамской войны показал, что с появлением ЗРК фронтовая авиация ушла на малые и сверхмалые высоты. Стране понадобился новый ударный самолет, умеющий летать на малой высоте с огибанием рельефа местности. Им стал фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24.
Су-24 стал первым самолетом с системой катапультирования, обеспечивавшей спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле (режим "0 - 0").


Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24

Последней машиной Павла Осиповича стал штурмовик Су-25, разработку которого КБ начало в инициативном порядке. Военные на тот момент списали штурмовики как класс и потому их реакция на проект была отрицательной.
Но Сухой твердо стоял на своем.
«Продолжайте работу , — сказал он конструкторам, работавшим над проектом штурмовика, - Военные сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места» .

И действительно - прошло немного времени и военным срочно понадобился штурмовик. Началась война в Афганистане.


15 сентября 1975 года Павел Осипович умер, но можно сказать, что он приложил руку к еще одному замечательному самолету - истребителю завоевания превосходства в воздухе Су-27.
Аэродинамическая схема, размерность, использование интегральной компоновки и неустойчивости в продольном канале, а также некоторые другие решения для самолета Т-10 (так назывался прототип Су-27), определившие успех будущего истребителя - были выбраны именно Павлом Осиповичем Сухим.


Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27

Павел Осипович Сухой - доктор технических наук, Дважды Герой Социалистического Труда, Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936), лауреат государственных премий, депутат верховного совета СССР (1958-1974) при всех своих способностях и регалиях был отличным коллегой и руководителем, отзывчивым человеком.

Вот что говорят о нем современники:

Владимир Балуев , российский инженер-авиаконструктор; начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:

«...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...»


Леонид Кербер , российский авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева:

«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой.»


А. К. Аронов , российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В. Г. Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:

«Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям.»

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Павел Осипович награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975), посмертно.

Но лучше всего о его конструкторский гений характеризуют коллеги:

Маршал авиации С.И. Руденко :

«При выборе параметров нового самолёта, зачастую идя на риск, Павел Осипович Сухой брал к разработке исключительно наивысшие данные, которые были на грани возможности науки и техники того времени, а порой даже несколько выше. И главное, он воплощал все это в реальность.»


Советский Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда Архип Люлька :

«Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других Генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов.»


Советский авиаконструктор дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат четырёх Сталинских премий Семён Лавочкин :

«Если у какого конструктора и учиться, так это у Сухого»


Советский авиаконструктор академик Олег Антонов :

«Все [советские] Генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей [советской] авиации.»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама