THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С самого возникновения человечества и по сей день люди ведут довольно активную деятельность по преобразованию планеты. Причем эти изменения Земли человеком имеют в основе своей негативный характер. происходило и происходит не одно столетие и даже не одно тысячелетие. Просто в предыдущие эпохи данная деятельность не была столь очевидной и заметной. Все шло постепенно, в зависимости от темпов развития самого человеческого общества, науки и технического прогресса, практического земледелия и промышленного производства. Давайте и мы с вами поставим все точки над «и» в вопросе, как человек Землю изменил. Какие особенности окружающей среды вследствие этого появились, какую деятельность людей можно считать негативной, а какую - позитивной для нашей планеты?

Тема: как человек изменил Землю?

На данную тему было написано немало научных и публицистических трудов. Среди них хочется отметить учение Вернадского о ноосфере, рассказывающее о том, что наша планета - единое живое существо, а каждый человек оказывает влияние на биосферу Земли. Понимание ноосферы, как высшей ступеньки в которой именно разумная деятельность людей является определяющим фактором, накладывает на просвещенных представителей общества определенную ответственность за то, как человек Землю изменил. Кстати, одним из условий разумного и правильного существования назвал полное исключение войны из жизнедеятельности стран и обществ. Можно поспорить с некоторыми посылами автора (как и многих других, уже современных нам ученых и общественников), но ясно одно: если в ближайшее время люди не перестанут безжалостно использовать недра, уничтожать леса и поворачивать вспять реки, меняя климатические условия, человечество ожидает самый настоящий физический крах, вплоть до уничтожения большей его части. Так что стоит пересмотреть свое потребительское отношение к вопросу и промышленникам, и главам многих государств.

План: как человек изменил Землю?

Но не всегда события развивались так быстро, как сейчас, когда промедление уже стало смерти подобным. Можно выделить несколько временных эпох в контексте вопроса: как человек Землю изменил? Первая из них была, пожалуй, самым длительным периодом, когда преобразования происходили неторопливо и постепенно, не оказывая глобального воздействия на окружающую природу.

Первобытные люди

Примерно 50 тысяч лет назад люди научились использовать природные дары, освоили собирательство и охоту. В эти годы воздействие человека на окружающий мир было минимальным и проявлялось в том, что первичные природные материалы использовались практически без обработки, а собранная и добытая на охоте пища никак не влияла на популяции растений и животных. Да и людей на планете в то время было не так уж и много, и они просто не могли оказать существенного влияния на общий ход событий. Человек учился приспосабливаться к природе, так как окружающая среда в то время представляла для него определенную опасность.

Земледельцы и животноводы

Примерно 12 тысяч лет тому назад возникает земледелие (предположительно, на территории Турции). Пшеница, а затем и другие зерновые стали искусственно выращиваться и культивироваться человеком. Многие из них были получены селекционным путем. Считается, что земледелие в контексте вопроса, как человек Землю изменил, оказало на окружающую среду наиболее сильное влияние в те времена. Специальная обработка почв включала и вырубку лесов, и осушение болот, и отведение воды, и орошение.

Примерно в то же время возникает и животноводство. Человек приручает и одомашнивает некоторых диких животных. Люди учатся выводить и скрещивать виды, наиболее удобные для дальнейшего использования: в пищу (мясо, молоко), в качестве одежды (шкуры, шерсть), как тягловой силы. Как средство передвижения лошади и верблюды оказали огромное влияние на развитие торговли между странами. Таким образом, люди меняли мир вокруг себя.

Эпоха обработки материалов

Со временем в различных частях мира появляются первые крупные государства. Объединяясь в городах, человечество учится обрабатывать материалы, подаренные природой: камни и древесину. Затем - выплавлять металлы. Строились многочисленные дворцы, храмы, поселения людей соединялись дорогами. Цивилизации идут вперед семимильными шагами. Появляются новые отрасли производства. В эту эпоху в Китае, Египте, Америке, к примеру, человек оказывает огромное влияние на планету, добывая полезные ископаемые, заготавливая древесину, возделывая поля и разводя домашних животных. Тогда же, по мнению ученых, появляются пока еще незначительные вредные выбросы в атмосферу Земли (как отходы от зарождающегося производства).

Новое время и эпоха Великих открытий

Настала пора, характерная высокими достижениями во всех сферах науки и жизнедеятельности, когда люди осознают себя центром Вселенной, открывают новые миры. Налаживаются связи между континентами. Расширяется и возрастают запросы человечества. А с развитием мануфактур началось резкое повышение потребления природных ресурсов.

и XXI век

В XIX веке возникает массовое производство, происходит кардинальное изменение отношения человека к планете, как к источнику ресурсов для промышленности. Происходит массовая и неконтролируемая из недр. И такое варварское отношение не могло не сказаться на состоянии окружающей среды.

Такие явления, как глобальное потепление, масштабное загрязнение атмосферы, изменившийся уровень океанов и русла рек - вот беды, с которыми человечество встретило XXI век. Данной проблеме посвящен и этот текст: как человек изменил Землю в худшую сторону своей жизнедеятельностью и бездумным расточительством природных ресурсов.

Конспект урока по теме "Как человек изменил Землю" и презентация к нему. Природоведение 5 класс. Учебник А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Просмотр содержимого документа
«КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ»

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ ЗЕМЛЮ

    познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;

    дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду;

    развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий;

    развитие творческих способностей учащихся;

    формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Оборудование:

Интерактивная доска, учебники, рабочие тетради, презентация, материалы для постановки сказки, рисунки учебника.

План урока:

1. Орг. момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление знаний

    Задание на дом

    Подведение итогов

Ход урока:

1. Орг. момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку, знакомство с планом работы)

2. Проверка знаний

а) Тест по теме «Как человек открывал Землю» (слайд 4)

б) Задание с использованием интерактивной доски «Кто что открыл» (слайд 5)

Д-ТЬ УЧ-ЛЯ

Д-ТЬ УЧ-СЯ

3. Изучение нового материала

а) записать в тетрадь дату и тему урока (слайд 6)

б) совместная постановка цели урока

К концу урока мы должны знать: в чем состоит влияние человека на природу, каковы последствия влияния, какие применяются меры по сокращению вредного воздействия

в) Использование природы человеком на ранних этапах его развития: охота на животных (мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и др.), сбор растений, пригодных для пищи, ловля рыбы.

Вспомним, чем занимались первые люди? (охота, собирательство) (слайд 6)

Как вы думаете, влияла ли деятельность древних людей на природу? В чем это заключалось?

    Древние люди охотились на животных, ловили рыбу, собирали плоды и т.д.

    Существенного вреда такая деятельность не приносила.

г) Развитие земледелия и приручение диких животных, приведшие к усилению воздействия человека на природу. (слайд 6)

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали с растениями, в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе. Данная деятельность оказала существенное влияние на природу.

Как вы думаете, в чём оно заключается?

- Люди вырубали леса, распахивали степи, осушали болота и т.д. Пастбища вытаптывались скотом. Росла численность населения планеты. Увеличивалось число новых земель. Вспомним, с чем это связано?

- С великими географическими открытиями (слайд 7)

Люди заселяли новые земли. Планета казалась огромной, а её богатства - безграничными. Человечество бездумно пользовалось, что имело серьёзные последствия. Облик многих районов суши изменился до неузнаваемости. (слайд 8)

Перестали существовать многие растения и животные. Другие же растения и животные начали активно приспосабливаться к жизни рядом с человеком. Такие растения человек назвал сорняками, а животных - вредителями.

(Например, колорадский жук.)

Почему мы считаем его вредителем?

В начале прошлого века о нём никто даже и не слышал. Но когда картофель начали выращивать повсеместно и всюду, эти насекомые расселились на огромные территории. Границы Тульской области жук преодолел лишь в 70 –е годы 20 века.

д) Загрязнение окружающей среды отходами промышленности и с/х. Радиоактивное загрязнение.

Скажите, каким образом ваши родители борются с сорняками и вредителями?(слайд 9)

Развитие науки - химия дало в руки такое грозное оружие - ядохимикаты – для борьбы с вредителями. Их стали применять в больших количествах. Но эти вещества губят всё живое, в том числе, вредят здоровью человека. Развитие промышленности привело к созданию веществ и изделий, которых никогда не существовало в природе (стиральные порошки, краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и т.д.), попадая в окружающую среду, загрязняя её, т.к. оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело так же к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами промышленного производства. (слайд 10)

Особенно опасны радиоактивные отходы («радиаре» - излучать, «активус» - деятельный) Посмотрим на с. 156 - что называют радиоактивными отходами. Подчеркнём определение и запишем в словарь. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. (слайд 11)

Обычно эти вещества живут в окружающей среде очень долго - от десятков до тысяч лет.

Радиоактивнык отходы образуются при производстве атомного, ядерного оружия, при работе АЭС.

Получают ли ваши родители «чернобыльские деньги»? А за что их выплачивают?

В 1986 году 26 апреля на одной из АЭС - Чернобыльской (Украина) -произошёл взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнёс их на огромные расстояния. В том числе и на территорию Тульской области. Тысячи людей из особо загрязнённых районов вынуждены были уехать. (Р.К.)

Сейчас говорят, что нас постиг экологический кризис, нужно решать экологические проблемы. Вспомним, что такое экология?

(с. 147. Экое - дом. Экология - наука о связях между организмами окружающей их средой, между человеком и природой.)

Т.е. экологические проблемы - это проблемы в нашем общем доме, на Земле, нарушены связи между человеком и природой.

Что же должны сделать мы, люди, чтобы сократить вредное воздействие? А теперь мы проведём сказку, которую готовили и подумаем, как она связана с нашей сегодняшней темой.

Объяснение

элементами беседы

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Объяснение уч-ля с

элементами беседы

Работа с текстом учебника

Демонтст-

рирует соответст-

вующие слайды презента-

рирую бутылки и т.п.

Записи на доске

Записывают в тетрадь дату и тему урока

Записывают в словарь

Работают с текстом учебника, записывают в словарь

Экологическая сказка

«СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД»

На планете год от года человек вредит природе.

И не понял он, чудак, что природа не пустяк.

Он зверей и пташек жестоко истребляет;

Мусором, отходами речки засоряет.

Он привык всё покорять, и не может он понять:

Сам себе ведь он вредит! Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой, город был на нём большой

Весь в зелёных насажденьях! Ах! Какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять, чистым воздухом дышать,

По лугам, полям бродить, ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит, рыбой, крабами кишит.

Все в том городе богаты, изб нет - кругом палаты.

Правил там премудрый царь, справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре приключилося им горе.

Царь:

Увеличить чтоб доход, я решил завесть завод.

Чтоб консервы выпускать, за границу отправлять.

И валюта день деньской будет течь в казну рекой!

Царско слово нерушимо. Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят, на трубе огни горят.

В море лодки выплывают, сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут, на завод её везут.

Там консервы выпускают, за границу отправляют.

Рыбка:

Грязь же в море всю сливают. От неё всё погибает.

Если в сеть не попадёшься, так в отходах захлебнёшься.

Жить здесь стало очень худо, надо плыть скорей отсюда!

Много времени проходит.. .Вот к царю гонец приходит.

Гонец:

В свете есть такое диво, вот идёт молва правдиво-

Материалы нынче есть, что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны, и легки, и нетоксичны!

Правду молвят или лгут - их пластмассами зовут.

Царь:

Это диво я б хотел перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов я заморских мастеров,

Трубы, технику...

И вот стал работать химзавод. Здесь пластмассы выпускают

За границу отправляют, и валюта день-деньской

Так и льёт в казну рекой! Дни за днями - год проходит,

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец:

Вокруг нас уж целый год вот о чём молва идёт:

Жидкость из земли качают, в перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут чёрным золотом зовут.

И, весь остров, сотрясая, появилась буровая.

Нефть из недр Земли качают, за границу отправляют.

И валюта день-деньской так и льёт в казну рекой.

Царь доходы все считает, за хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить. Только царь встревожен очень.

Месяц в думу погружён, он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров, стало жить на нём непросто.

Чахнут рощи день за днём, грязью залит водоём.

Кислый дождь стучит по крыше, пенья птиц давно не слышно.

Всё живое пропадает... В общем, остров погибает.

Царь:

Чтобы остров мой спасти, я к мудрецу решил пойти.

Что мне делать? Как мне быть?

Мудрец:

Остров чтоб не погубить, буровую ты закрой,

Очистные здесь построй, вылов рыбы ограничь,

Площадь леса увеличь.

Хвойных больше посади, да за выбросом следи,

Чтобы воздух и вода были чистыми всегда.

Сказка - ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.

Он летит над всей планетой: «Берегите Землю эту!»

Он кричит всему народу: «Надо всем беречь природу».

Коль беречь её не будем - сами мы себя погубим.

4. Закрепление знаний

с. 159 «Проверьте свои знания»

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Встань утром, умойся и приведи в порядок свою планету...»

Если каждый из нас будет поступать так, то, возможно, экологический кризис будет разрешен.

5. Задание на дом (слайд 12)

6. Подведение итогов
Выставление отметок, рефлексия

Просмотр содержимого презентации

МОУ «Пристанционная СОШ»

Урок природоведения в 5 классе

Учитель географии

Чибисова Нина Николаевна


Из повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюнери (1900-1944). Слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету».


  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
  • дать представление о позитивном и негативном влиянии человека на окружающую среду;
  • развитие познавательного интереса учащихся путём использования новых информационных технологий;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения учащихся к окружающей природе; расширение понятийного аппарата учащихся (экологические проблемы, радиоактивные отходы, ядохимикаты).

Проверка знаний

I. Тест по теме «Как человек открывал Землю»

1. Америку открыл...

1) В. Янсзон 3) Х. Колумб

2) Дж. Кук 4) И.Ф. Крузенштерн

2. Австралию открыл...

1) В. Янсзон 3) Р. Амундсен

2) Дж. Кук 4) Ф. Магеллан

3. Антарктиду открыли...

1) В. Янсзон и Дж. Кук

2) Колумб и Ф. Магеллан...

3) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

4) Р. Амундсен и Р. Пири

4. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

1) М.П. Лазарев 3) Х. Колумб

2) И.Ф. Крузенштерн 4) Ф. Магеллан

5. Пролив между Азией и Америкой открыл...

1) М.П. Лазарев 3) А. Никитин

2) В. Беринг 4) М. Поло

6. Первым проложил морской путь в Индию...

1) Н.М. Пржевальский 3) М. Поло

2) Васко да Гама 4) Ф. Магеллан

7. Первым достиг Южного полюса...

1) Р. Амундсен 3) Д. Ливингстон

2) Р. Пири 4) М. Поло

8. Исследовал труднодоступные районы Азии...

1) И.Ф. Крузенштерн 3) М.П. Лазарев

2) А. Никитин 4) Н.М. Пржевальский

9. Первое русское кругосветное плавание возглавил...

1) В. Беринг 3) И.Ф. Крузенштерн

2) М.П. Лазарев 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен

10. Первым достиг Северного полюса...

1) Р. Амундсен

2) Р. Пири

3) В. Беринг

4) Ф. Беллинсгаузен


Найдите соответствие

«Кто что открыл»







Радиоактивные отходы

Радиоактивные отходы - это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи.


Записать в словарь «радиоактивные отходы» и объяснить значение.

Нарисовать рисунок, посвящённый данной теме.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Венец ли природы человек? Является ли он единственным мерилом ценностей во Вселенной?

«Как человек изменил Землю»

Человек изменил природу Земли. Первые, вертикально ходящие приматы – люди - появились около 6 млн лет назад. На протяжении всей своей истории человек активно вмешивался в окружающую его природу.

Охота для древних людей была основным источником получения пищи. Охота кроманьонца Охота неандертальца

Загонная охота, необходимость защиты от крупных хищников, поддержание огня и осознанная взаимопомощь привели к образованию общин. ? ВОПРОС? Предположите, как отразился на численности диких животных загонный тип охоты?

Постепенно человек перешёл от собирательства к земледелию, а от ручного земледелия к пашенному. ? ВОПРОС? Подумайте, к каким положительным изменениям в жизни человека привело пашенное земледелие? Как оно повлияло на природу?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Как человек изменил Землю»

Дикие предки домашних животных уничтожались человеком из-за конкуренции на пастбище и вкусного мяса. Так вымерли тарпан – дикий предок лошадей, тур – предок крупного рогатого скота.

Человек начал одомашнивать диких животных около 10 – 15 тыс. лет назад. Известно, что первыми одомашненными животными были волки и дикие овцы. ? ВОПРОС? Подумайте, к каким положительным и отрицательным последствиям могло привести одомашнивание диких животных?

Перевыпас скота привёл к оскудению пастбищ, разрушению почвы, разрастанию пустынь. Сейчас на грани опустынивания около 20% суши.

К концу эпохи палеолита (15 тыс. лет до н. э.) количество людей на Земле достигало около 3 млн. человек. К концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) – 50 млн. человек. К началу нашей эры – 230 млн. человек. В 1900 году на Земле было 1,6 млрд. человек. К концу 2006 года население Земли выросло до 6,525 млрд.человек. ? ВОПРОС? Предположите, к каким последствиям может привести рост численности населения? Как он отразится на состоянии окружающей среды?

При переходе человека к пашенному земледелию появились новые виды животных и сорта растений, которых раньше не было в природе. колорадский жук пырей Подумайте и предположите, почему так произошло? ? ВОПРОС?

Освобождая площади для сельскохозяйственных угодий, человек вырубал леса, осушал болота, распахивал степи. Распашка земель привела к появлению оврагов. Осушение болот привело к нарушению водоснабжения рек. Вырубка лесов привела к обмелению рек и исчезновению многих видов животных.

В самом начале развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн.км2. Сейчас лесами покрыто 36 млн.км2. На какой площади уничтожены леса за это время? ВОПРОС

Когда в эпоху великих географических открытий человек ступил на новые земли, природа этих мест понесла непоправимый урон. Дикая собака Динго Тасманийский сумчатый волк Дронт? Джеймс Кук

Развитие промышленности привело к появлению различных удобрений, ядохимикатов, моющих веществ. Все они рано или поздно попадают в воду и почву, загрязняя их. Это приводит к гибели водных животных и растений. У человека новые вещества вызывают аллергические заболевания и ослабление защитных сил организма.

Отходы производства загрязняют почву, воду, воздух, разрушают среду обитания живых организмов.

Объемы мусора ежегодно увеличиваются во всем мире. К 2025 году количество бытовых отходов может вырасти в два раза. … Однако с каждым годом объемы мусора только растут. ? ВОПРОС? Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор. Подумайте и предположите, почему? Как противостоять росту бытовых от

ПОДЕЛКИ ИЗ СТЕКЛЯННЫХ И ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

Нефтяные пятна – серьёзная проблема? ВОПРОС? Что происходит, когда нефть попадает в воду? Как нефтяные пятна губят животных, находящихся в воде? Каким образом они убивают птиц?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
«Как человек изменил Землю»

Слайд 2
Лесные пожары

Слайд 3
Радиоактивные отходы излучают смертоносные лучи. В 1986 году на одной из атомных станций произошел взрыв. В результате аварии огромные территории подверглись радиоактивному загрязнению. Это привело к тому, что многие люди заболели и умерли.

Слайд 4
Предположите, как такие уродства повлияют на качество жизни этих животных?

Слайд 5
Последствия радиационного загрязнения – тяжёлые наследственные заболевания, различные уродства, рак.

Слайд 6
ГЭС

Слайд 7
Сегодня человечество стремится использовать всю окружающую природу: энергию воды, ветра, Солнца и недр Земли, Ветряные мельницы Солнечные батареи

Слайд 8
животный и растительный мир.

Слайд 9
С развитием науки и техники растут и запросы человека. Обществу нужно всё больше и больше природных богатств.Для достижения своих целей человек «наступает» на природу, изменяя её облик.

Слайд 10
Изменение природных ландшафтов и охота привели к сокращению численности видов диких растении и животных.

Слайд 11
Гри́нпис (англ. Greenpeace - «зелёный мир») - международная общественная природоохранная организация, основанная в городе Ванкувер (Канада) 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.

Слайд 12
ГЛОБАЛЬНЫЕЭКОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
ПАРНИКОВЫЙЭФФЕКТ
ОЗОНОВАЯДЫРА

Слайд 13
Человек мнит себя победителем природы. Природа же мстит человеку за каждую «победу» над ней!

Слайд 14
В результате деятельности человек приобрёл проблемы, связанные с нарушением равновесия в природе:

Слайд 15
Дожди из таких облаков разрушают постройки, закисляют почву, губительно действуют на людей, животных, растения.

Слайд 16
Кислотные дожди.

Слайд 17
Некоторые вещества, сгорая, образуют химические соединения, хорошо растворимые в воде. Если завод или фабрика выбрасывают воздух такие вещества, то они смешиваясь с влагой атмосферы, образуют кислоты.

Слайд 18
Парниковый эффект.

Слайд 19
Сгорая, топливо выделяет большое количество тепла и углекислый газ. Именно он не даёт рассеиваться этому теплу. Создаётся эффект «парника».Температура на Земле возрастает с каждым годом.

Слайд 20
Последствия парникового эффекта

Слайд 21
Повышение температуры на Земле привело к изменению климата, таянию ледников, различным природным катастрофам.

Слайд 22
Озоновая дыра.

Слайд 23
Газ озон защищает Землю от космической радиации. Слой озона находится на высоте от10 до 50 км, максимальная его концентрация от 20 до 25 км.

Слайд 24
В последнее время учёные обнаружили разрыв озонового слоя – «дыру». Диаметр такой дыры около 1000 км, расположена она над Антарктидой, движется в сторону Австралии.

Слайд 25
Заболевание глаз у овец в Австралии
Предположите, как человек может противостоять увеличению озоновой дыры?

Слайд 26
Причины появления озоновой дыры до конца не ясны. Большое влияние оказывает использование фреонов.

Слайд 27
Загар не всегдабезопасен.

Слайд 28
Злоупотребляя загаром, человек рискует получить рак кожи – меланому.

Слайд 29
Предположите, как изменится состояние здоровья населения районов, над которыми расположится озоновая дыра? Какие заболевания будут поражатьнаселение? Как избежать этого?

Слайд 30
Итак, ребята, мы познакомились с последствиями человеческой деятельности на Земле. В результате этой деятельности возникли экологические проблемы. Важнейшие из них – сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений. СОХРАНИМ НАШУ УНИКАЛЬНУЮ ПЛАНЕТУ!


Развитие цивилизаций существенно повлияло на облик Земли. Сегодня можно проследить, как человек изменил природу.

Сельское хозяйство

С развитием сельского хозяйства стал меняться ландшафт. Многочисленные стада одомашненных животных вытаптывали и опустошали земли. Началась массовая вырубка лесов под новые пастбища и сельскохозяйственные угодья.

Остров льдов - Исландия - когда-то была зелёной – с лесами и лугами. Однако приплывшие на остров викинги превратили зелёный край в пустыню выпасом скота.

Последствия негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на природу:

  • опустынивание путём осушения болот и крупнейших озёр (Аральское море);
  • истребление грызунов, птиц, насекомых, растений;
  • химическое загрязнение воды и почвы ядами против сорняков, грибов, плесени, насекомых;
  • эрозия (разрушение) почв;
  • уничтожение естественной среды обитания животных, что снижает их численность;
  • загрязнение воды удобрениями и отходами животноводства.

Рис. 1. Пастбища.

Промышленность

Большое влияние на то, как человек изменил землю, оказала промышленность. Технический прогресс, начавшийся в XIX веке, изменил жизнь не только человечества, но и многих видов животных. Негативные последствия промышленной деятельности:

  • загрязнение атмосферы ядовитыми газами;
  • загрязнение рек промышленными отходами;
  • сокращение степей, лесов, саванн за счёт постройки промышленных городов;
  • увеличение в атмосфере углекислого газа (парниковый эффект);
  • образование озоновых дыр и увеличение солнечной радиации;
  • накопление химических веществ и тяжёлых металлов в почве;
  • радиоактивное загрязнение.

Рис. 2. Загрязнение атмосферы.

Загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье населения.

Исчезновение видов животных

Человечество способствовало исчезновению некоторых видов животных. Иногда это происходило случайно, иногда - намеренно. На численность животных повлияло три фактора.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • Ввоз животных . Люди, расселяясь по планете, перевозили с места на места своих животных, которые зачастую нарушали экологический баланс в новой местности. Яркий пример - коты в Австралии. Для борьбы с крысами на континент завезли кошек. Стремительно размножающиеся животные стали охотиться не только на крыс, но и на уникальных мелких животных. В настоящее время на кошек в Австралии разрешена охота.
  • Браконьерство . Целенаправленное истребление животных без контроля приводит к полному исчезновению видов. Поэтому охота жёстко регулируется, а браконьерство наказывается.
  • Экологическая катастрофа . Животные по вине человека отравляются химикатами, попадают в нефтяные ловушки, теряют свой дом. Любая экологическая катастрофа приводит к гибели животных и растений.

article-important">

Многие виды животных и растений естественно исчезают в ходе эволюции, даже если человечество пытается их спасти.

Что мы узнали?

Из темы природоведения за 5 класс мы узнали об основных негативных последствиях человеческой деятельности. Сельское хозяйство и промышленность не только облегчают нашу жизнь, но и загрязняют окружающую среду и приводят к гибели животных и растений.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 77.

Самое масштабное воздействие на Землю люди оказали за последние 65 лет. А события, произошедшие за последние 250 лет, изменили облик нашей планеты до неузнаваемости.

Ученые связали 12 индикаторов человеческого прогресса с 12 масштабными факторами, оказывающими негативное влияние на планету.

Земля является домом для человечества на протяжении многих миллионов лет. И планета менялась вместе с людьми. Вот только в последние несколько сотен лет человек стал настолько активным, что сам начал менять Землю. Зачастую — не в лучшую сторону. Для этого явления даже придумали название — «антропогенный фактор».

Исследователи, принимающие участие в Международной программе по изучению биосферы и геосферы , проследили, как менялась планета с начала индустриальной революции в 1750 году до наших дней. Именно об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Anthropocene Review.

Отталкивались ученые от предложенного в 1980 году термина «антропоцен», который обозначает геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.

Они изучали различные аспекты влияния человека на процессы, происходившие и происходящие на Земле. Однако оказалось, что особого влияния человек на планету не оказывал вплоть до 1950 года, начиная с которого ситуация начала меняться коренным образом. Исследователи окрестили этот год «краеугольным камнем Великого ускорения», которое продолжается по сей день.

Под данным термином они понимают 12 факторов антропогенного характера, которым соответствуют 12 негативных последствий для планеты.

Речь идет о росте населения Земли, реального внутреннего валового продукта, прямых иностранных инвестиций, общего использования энергии, числа больших плотин, объема используемой воды, применяемых удобрений, производимой бумаги, численности городского населения, уровне развития транспорта, телекоммуникаций и международного туризма. В противовес этим процессам исследователи поставили растущий уровень углекислого газа, оксида азота, метана в атмосфере планеты, озона в ее стратосфере, повышение температуры поверхности Земли, окисление океанов, вылов морской рыбы, вмешательство в экосистему планктона, загрязнение воды азотом, уничтожение тропических лесов, использование все больших площадей для сельского хозяйства и процессы, приводящие к деградации биосферы.

Все это стало проявляться в 1950 году. А началось 15 июля 1945 года, когда США успешно испытали свою атомную бомбу.

«65 лет — это средняя человеческая жизнь. За этот срок человечество продвинулось вперед, но одновременно нанесло планете колоссальный ущерб. Что будет дальше, и представить страшно», — уверен руководитель группы исследователей профессор Уилл Штеффен .

По его словам, именно люди несут ответственность за происходящие на Земле процессы. И только в их силах планету спасти или, напротив, уничтожить. Его коллеги сходятся во мнении, что единственный глобальный успех человечества за минувшие 65 лет — это борьба с озоновыми дырами. И если оно будет действовать сообща, то можно будет справиться и с другими глобальными проблемами из числа имеющихся.

Наконец, исследователи сделали еще один важный вывод. Продолжавшаяся на протяжении 12 тыс. последних лет эра голоцен подошла к концу. Влияние «венца творения» на Землю стало настолько сильным, что пора объявить о начале антропоцена — эпохи четвертичного периода, центральным фактором которого является именно человек.

Ученые считают, что со стабильностью, которая помогала человечеству развиваться на протяжении последних 12 тыс. лет, покончено. Настала эпоха Великого ускорения — антропоцена, — и удержаться на огромной скорости люди смогут, осознав всю ответственность за процессы, происходящие на Земле. Свои выводы ученые представят в ходе Всемирного экономического форума, который пройдет в Давосе с 21 по 24 января. А вот прислушаются ли к ним сильные мира сего — вопрос совершенно иного порядка.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама